YOU ARE HERE:
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ликвидация и Банкротство

Ликвидация через процедуру банкротсва.

Это далеко не такая страшная и сложная процедура, как думают многие. На самом деле это единственный законный способ ликвидации фирмы, имущества которой недостаточно для удовлетворения всех кредиторских требований.

Более того, если в процессе добровольной ликвидации будет выявлено данное обстоятельство, подача заявления должника – то есть ликвидируемой фирмы, является обязательной, и срок такой подачи не должен превышать одного месяца со дня выявления признаков неплатежеспособности, то есть неспособности удовлетворить все заявленные кредиторские требования.

Белорусское законодательство о банкротстве, сформированное на основании мирового опыта и более чем десятилетней отечественной судебной практики, достаточно четко и конкретно регламентирует данную процедуру, пробелов и коллизий в праве становится все меньше.

Фактически, процедура банкротства ликвидируемого должника, которая называется упрощенной, проходит порой быстрее и проще, чем добровольная ликвидация.

Отношение к неплатежеспособному ликвидируемому субъекту со стороны контролирующих органов, кредиторов, третьих лиц порой более лояльное, так как, по большей части, неплатежеспособность субъектов хозяйствования в настоящее время является явлением распространенным,обусловленным

кризисом неплатежей, ростом некредитоспособности, падением спроса на многие товары и услуги, спадом экономики в стране (да и в мире в целом).

Посему, быть признанным банкротом с ликвидацией для небольшого предприятия, которое по объективным причинам стало неконкурентноспособным, не трагедия и не позор, а естественный, обусловленный законами рынка, экономический результат бизнеса.

1

Как говорится: «Выживает сильнейший».

Закон о банкротстве позволяет юридическому лицу при отсутствии возражений кредиторов объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации в порядке, установленном разделом XІІ Закона.

Однако, практики применения данного раздела у нас пока не имеется, ибо при наличии возражения по данному вопросу хотя бы одного из кредиторов, юридическое лицо обязано подать заявление должника в хозяйственный суд. Как известно, большинство кредиторов неохотно соглашаются с тем, что их должник желает быть признанным банкротом с ликвидацией.

Таким образом, речь пойдет об общей упрощенной процедуре банкротства в отношении ликвидируемых должников, возбуждаемой хозяйственным судом на основании заявления должника.

Выявление признаков неплатежеспособности производится в порядке, установленном законодательством, на основании анализа данных промежуточного ликвидационного баланса, который составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) по истечении срока приема кредиторских требований и расчета соответствующих коэффициентов.

В месячный срок с момента поступления заявления должника хозяйственный суд, при условии соответствия такого заявления требованиям законодательства, возбуждает дело о банкротстве, открывает конкурсное производство и назначает управляющего, соответствующего требованиям,

2

предъявляемым к нему законом, кандидатуру которого, должник, как заявитель, вправе представить суду самостоятельно.

С этого момента управление делами и право управления имуществом должника возлагается на управляющего;отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом;

вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершения ликвидационного производства или вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве должника; приостанавливаются удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам, исполнение исполнительных документов;

не начисляются проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств.

Надо отметить, что данные нормы закона о банкротстве, устанавливающие последствия открытия конкурсного производства, направлены, в первую очередь, на защиту прав и интересов неплатежеспособного должника, так как они позволяет максимально сократить рост кредиторской задолженности, фиксируя ее размер на дату открытия конкурсного производства.

Антикризисный управляющий, имеющий достаточный опыт и практику, обладающий тонкостями психологии

3

и дипломатии во взаимоотношениях с судом, государственными органами, кредиторами и дебиторами, проводит процедуру, как правило, в максимально сжатые сроки и практически незаметно для собственников имущества и руководителей должника, за исключением случаев, когда могут быть установлены явные «отрицательные» признаки банкротства и острого конфликта интересов между должником и кредиторами.

Процедура банкротства проходит под контролем хозяйственного суда, кредиторов, самого должника в лице его учредителей или руководителя.

В обязанности управляющего входит анализ финансово-хозяйственной деятельности должника и предоставление соответствующего заключения по его результатам, на основании которого суд признает должника банкротом с ликвидацией или прекращает процедуру при установлении отсутствия факта

неплатежеспособности; прием кредиторских требований, оценка и реализация имущества должника, максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности, определение размера неудовлетворенных требований кредиторов, подлежащих признанию погашенными судом при завершении ликвидационного производства в отношении должника.

Управляющий обязан максимально защищать интересы должника, кредиторов и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве. Определение хозяйственного суда об утверждении отчета управляющего по итогам ликвидационного производства в отношении должника является основанием для признания долгов погашенными, прекращения ликвидационного производства и

4

исключении должника из ЕГР. Выписка из решения регистрирующего органа об исключении из ЕГР является основанием для закрытия банковских счетов.

То есть, совершенно очевидно, что и на данном этапе значительно упрощен порядок завершения ликвидации, так как не требуется сбора и предоставления банку и регистрирующему органу банку немыслимого количества справок контролирующих органов, предусмотренных во внесудебной ликвидации.

 

5

Итак, если становится очевидным, что фирма не в состоянии далее развиваться и продолжать свою деятельность, что кредиторская задолженность приобрела критическую неподъемную массу, не ждите, когда за вас это сделают кредиторы, и возникнет риск установления признаков сокрытия банкротства.

Смело предпринимайте действия, необходимые для подачи заявления должника, предлагая при этом в нем кандидатуру того управляющего, который имеет наибольший опыт в антикризисном управлении, в частности, нашу компанию, специалисты которой уже более

десяти лет, будучи у истоков института банкротства в стране, успешно справляются со сложнейшими вопросами, возникающими в практике.

6

Директор AZ Consultant

Евгения Кравченко

 

Об авторе

AuthorЕвгения Кравченко – владелец и руководитель AZ Consultant, образование экономическое, бизнесконсультант в области ликвидации и банкротства субъектов хозяйствования с 1997 года, аттестованный и практикующий антикризисный управляющий с 2004 г. В общей сложности успешно проведено более 600 процедур ликвидации предприятий.

  • Tel: +375172130699
  • Email: bankrot@tut.by
  • My site: www.azc.by

azc.by